Оценивание через КЭС и КПУ в ЭлЖур

В Примерной образовательной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. В данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, поэтому при разработке внутренней системы оценки качества образования необходимо ориентироваться и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. 

Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

В электронном журнале, который используется в нашей школе, имеется возможность выбирать КЭС и КПУ (контроль проверяемых умений) для конкретной темы. Для этого в календарно-тематическом планировании (КТП) необходимо выбрать КЭС, соответствующие темам, изучаемым в конкретном классе.


Причем КЭС можно использовать как встроенные, так и разработанные самостоятельно в соответствии с стандартом образования.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.

И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

И конечно, при проведении оценивания, также можно использовать КЭСы, проводя поэлементный анализ оценивающих работ.

Мною была проведена работа по внедрению КЭС в работу учителей-коллег своей школы и других школ района. Суть поэлементного анализа контрольных работ приведена в презентации ниже. Эта работа была использована в работе площадки "Оценка качества образования" на республиканской августовской конференции педагогических работников в 2018 году.




Материалы по теме:

1. Кодификаторы, разработанные Московским центром качества образования

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования, по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

2. Кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ, разработанные ФИПИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий