Элементы проблемного обучения

 Элементы проблемного обучения

В наши дни под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Сущность проблемного обучения заключается в том, что учитель не просто сообщает конечные выводы науки, а делает учащихся как бы участниками научного поиска: поставив вопрос, он вскрывает внутренние противоречия, возникающие при его решении; рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину.

В основе проблемного обучение положено создание особого вида мотивации – проблемной. Поэтому технология требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен представляться как цепь проблемных ситуаций.

Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям (табл. 1).

Таблица 1

Основание классификации

Виды

по содержанию неизвестного

  • Х-цель
  • Х-объект деятельности
  • Х-способ деятельности
  • Х-условие выполнения деятельности

По уровню проблемности

  • возникновение независимо от приемов
  • вызываемые и разрешаемые учителем
  • вызываемые учителем, разрешаемые учеником
  • самостоятельное формирование проблемы и решения

По виду рассогласования информации

  • неожиданности
  • конфликта
  • предположения
  • опровержения
  • несоответствия
  • неопределенности

По методическим особенностям

  • непреднамеренные
  • целевые
  • проблемное изложение
  • эвристическая беседа
  • проблемные демонстрации
  • исследовательские лабораторные работы
  • проблемный фронтальный эксперимент
  • мысленный проблемный эксперимент
  • проблемное решение задач
  • проблемные задания
  • игровые проблемные ситуации

Источником педагогической проблемной ситуации являются активизирующие действия, вопросы учителя, подчеркивающие новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Но при этом само создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Познавательная задача должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, иначе она не создаст проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

На рисунке представлена технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) (рис. 1).

Рис. 1. Технологическая схема проблемного обучения

Для реализации проблемной технологии необходимо выполнение следующих действий:

1. Выполнение отбора самых актуальных, сущностных задач;

2. Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

3. Выполнение построения оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

4. Использование личностного подхода и мастерства учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Этапы построения проблемного занятия по информатике и ИКТ могут быть следующими:

– актуализация опорных знаний;

– анализ проблемного задания;

– вычленение проблемы;

– выдвижение всевозможных предположений;

– сужение поля поиска;

– доказательство рабочих гипотез;

– проверка правильности решения.

Первый, второй и третий этапы соотносятся с организацией проблемной ситуации; четвертый и пятый – с выдвижением гипотезы; шестой – с доказательством, седьмой – с выводом.

Результативность использования проблемного обучения на уроках информатики можно оценить с помощью критериев:

1. Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...»);

2. Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально — волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание...»);

3. Переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»);

4. Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны»);

5. Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Примерные элементы проблемного обучения

Использованные источники:

1. Элементы проблемного обучения на уроках информатики. Золотова Анна Владимировна

2. Проблемное обучение на уроках информатикиШикабиева Наталья Владимировна

Комментариев нет:

Отправить комментарий